лилейник Адонис
Яркий однотонный
светло-перламутрово-оранжево-жёлтый h=90, Ø17cm.
Адонис (A d w n i z, финикийское dn,
"адон", "господь", "владыка") · божество
финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными
функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об Адонисе в наиболее полном виде представлен
у Аполлодора, Овидия и Антонина Либерала. Адонис - сын Феникса и нимфы
Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или
кипрского царя Кинира и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера),
рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса),
внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не
подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого
проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево,
из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты.
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в
дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс,
предназначив Адонису часть года проводить в аиде, царстве мертвых у Персефоны
и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он
становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает
на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. По другой версии,
Адонис - жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына
Аполлона Эриманфа) или ревнивого любовника богини Ареса. Афродита горько
оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь.
Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез
Афродиты - анемоны. Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии,
Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь
Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был
посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о
реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по
преданию, в горах Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические рассуждения
о красной почве, придающей реке кровавый цвет. В V в. до н.э. культ Адониса
распространился в материковой Греции.
В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании. В Афинах во время
праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду выставлялись
изображения умерших. Адонии - праздник в честь Адониса, проводимый 24 июня
каждого года - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда
распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной
и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся
и так же быстро увядающей зеленью, так называемые "садики Адониса"
- символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак
Афродиты и юного Адониса, а на следующий день с причитанием и плачем статую
Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в
царство смерти. В мифе об Адонисе отразились древние
матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству
плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному,
возрождавшемуся лишь на время, мужскому корреляту. В мифе и культе Адониса
явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и
гармоничного единения жизни и смерти в природе. |